Previous Entry Share Next Entry
maper

Вроде бы приличный учебник

Дочь учится в 6 классе (Москва). Математика у них по учебнику




На дом ей задали номер 1102.



Мы с ней разбирали этот пример, и я убедил дочь, что для первого числа (-21) корректного ответа не существует. Не существует двух СОСЕДНИХ целых чисел, между которыми находится число "-21". Вероятно, авторы учебника предполагали, что ученик даст ответ МЕЖДУ (-20) и (-22). Но эти два целых числа НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СОСЕДНИМИ.

Далее я объяснил дочери, что в математике доказать, что задача не имеет решения - эквивалентно решению задачи и, с моей точки зрения, такое доказательство должно повлечь за собой  такую же оценку, которая полагается за найденное решение, если таковое существует.

После этого дочь пошла в школу и, отвечая на уроке, попыталась объяснить все это учителю, но не была понята и получила от учителя указание считать правильным ответом пару (-20) и (-22).

У меня цензурных комментариев нет.

  • 1
Между какими соседними [с данным числом] целыми числами расположено число -21?

Нет в учебнике слов С ДАННЫМ ЧИСЛОМ.

В учебнике и слов "между собой" нет. Так и так прочитать можно.

так и так читается

Если в учебнике по математике что-то можно прочесть ТАК И ТАК - ИМХО - это плохой учебник.
Попробуйте прочесть вслух условие задачи до слова ЧИСЛАМИ. Тут прервите чтение и задайте сами себе вопрос - может ли быть решением пара чисел 20 и 22 (минусы не критичны)?

Мне непонятно, почему нельзя было авторам учебника исключить ТАК И ТАК и вместо СОСЕДНИМИ написать БЛИЖАЙШИМИ.

Когда я учился в спецматшколе, первое, чему нас учил доктор Кронрод, которому я бесконечно благодарен, это совсем не математика, а русский язык. Учил понимать именно то, что заключено в тексте и одновременно учил выдавать (устно и письменно) тексты, означающие именно то, что ты хочешь сообщить. Вот одна из задач того времени:

"Два человека подошли к реке. Им нужно переправиться через реку. Есть только одна лодка с веслами, поднимающая только одного человека. Река широкая - перепрыгнуть нельзя. Глубокая и плавать без лодки они не умеют. Никакие другие предметы и существа (веревка, мост, лошадь, на которой верхом можно переплыть реку и т.д.) в решении не участвуют. Решение существует"

Никто из нашего класса (кроме тех, которые знали решение) не догадался заявить, что в условии задачи нигде не говорится, что два человека подошли к реке с одной стороны. Так нас учили. И через пару лет те 70% учеников нашего класса, которые остались в нём, щёлкали такие задачи, как орешки.

Напоследок цитата из мнения одного из наиболее грамотных (среди лично знакомых мне людей), точнее, человека, ИМХО безупречно владеющего русским языком "по Кронроду" - то есть понимающего точный смысл текста (если такой смысл в тексте есть), и создающего тексты, несущие именно ту информацию, которую автор текста хочет донести. Цитата такая:

" Языковой нормой является, что слово "соседние" (именно во множественном числе) является и без всяких уточняющих слов показателем взаимности отношений. Т.е. соседние - это по умолчанию соседние друг с другом (а не с чем-то ещё). А вот слово ближайший такой особенности не имеет. Поэтому "ближайшие выходы" может означать ТОЛЬКО ближайшие к чему-то ранее упомянутому, а вот "соседние выходы" скорее означает "соседние друг с другом"."

Edited at 2016-03-23 10:59 am (UTC)

Re: так и так читается

Русский язык не однозначный, для однозначности придумали специальный математический язык, где такое невозможно, но его в шестом классе ещё не изучают.

То, что в одной из 1000+ задач авторы неудачно сформулировали условие - неизбежно, это не учебник плох, это глобус плох.

(В вашей задаче одним из людей был Иисус, он не умел плавать, но умел ходить по воде.)

Учителя математики не есть математики. Зря вы так с ними строго. ;-)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account