Previous Entry Share Next Entry
maper

Кому нужны юристы в нашей стране и зачем. И нужны ли? Часть 1-я.

Тема давно в голове выстраивается, хочется очень много написать по сабжу, не знаю пока, что получится. Поэтому, пока что начну, а там видно будет.


Сначала, прежде, чем перейти к собственно сабжу, рассмотрим вопрос о случаях открытого невыполнения писаных законов в нашей стране. Далее слова "в нашей стране" я буду опускать, но пусть читатель всегда помнит, что я говорю только о российских реалиях.


Я тут не имею в виду единичные случаи типа неперевода Ходорковского и Лебедева из Читы в Москву, несмотря на вступившее в силу судебное решение, по которому в Чите никакие следственные действия проводиться не должны. Это - единичный случай и в этом одном случае, вполне возможно, существует какой-то крючок в писаных и действующих на сегодня законах, который позволяет Генпрокураторе хотя бы для вида считать свои действия легитимными. Речь у нас  пойдет об абсолютно типичных, многократно повторяющихся ситуациях, когда писаный закон нарушается с молчаливого одобрения властей и их конкретных представителей.</span>


Первый пример. Кому неинтересны подробности, этот абзац можно пропустить. Шереметьево-2. Да простят меня читатели не из Москвы, это такой аэропорт международный. Вроде бы главный в стране, хотя Домодедово, на сегодня уже посерьезней будет. И, пожалуй, побольше по пропускной способности. Так вот, в Ш-2 у самого входа в зал отлета вдоль фасада имеется проезжая часть из трех параллельных дорожек.  Движение одностороннее и это соблюдается. Дорожки довольно широкие, по каждой могут  рядом ехать две машины. Одна из дорожек, наиболее близкая к дверям, постоянно перегорожена легко убирающимся заграждением, которое убирает специальный человек, если подъезжает отлетающая персона высокого ранга. Чтобы персона не 15 шагов под дождем от тачки до двери в зал вылета делала, а только пять. Но 99% времени эта дорожка полностью перекрыта и по ней никто не ездит. И никакие машины там не стоят, что далее отметим особо. Остальные две дорожки в начале имеют знаки СТОЯНКА ЗАПРЕЩЕНА. Для безлошадных и не интересующихся правилами сообщаю, что до 5 минут стоять под таким знаком можно, а больше - нет. Так вот, поскольку на каждой дорожке в ширину есть место для двух машин (две дорожки, по две полосы каждая, не считая закрытой дорожки тоже с двумя полосами), то одна из таких полос на каждой из двух этих дорожек постоянно полностью заставлена стоящими там машинами. И, если их водители не очень тщательно прижались к бордюру, то солидному автобусу проехать бывает очень трудно, а иногда и невозможно.


То есть в зоне действия знака СТОЯНКА ЗАПРЕЩЕНА часами, а то и сутками, стоят несколько десятков машин. И никого это не волнует, хотя рядом - офицер ДПС, а часто и не один. Если не нравится эмоциональное "НИКОГО ЭТО НЕ ВОЛНУЕТ", попробую формально - находящийся рядом офицер ДПС не принимает никаких мер по пресечению явного нарушения ПДД. Даже если парковаться под его пристальным взором (если найдешь свободную дырку в этих двух постоянно занятых дорожках).

 

Почему так происходит – я могу только догадываться. Мне кажется, что часами стоящие в запрещенном для стоянки месте автомобили – частично оперативных служб (действительно в неприметную ВАЗ-2109 вот-вот вскочат два сотрудника наружки, которым никак нельзя «потерять» объект слежки), частично – высокопоставленных сотрудников гражданских служб Ш2 – например, руководства какого-нибудь из ресторанов, имеющих специальные взаимоотношения с внезапно ослепшим ДПС-ником, частично бомбил-таксистов, опять же регулярно отстегивающих этому ДПC-нику, частично – сотрудников силовых структур (лейтенант приехал проводить/встретить любимую девушку, попробуй проверь, что у него нет оперативной необходимости нарушить ПДД).

 

Но причины не столь важны. Главное, что нам понадобится для будущего рассуждения – имеем многократное (многими субъектами) постоянное неисполнение писаного закона, на которое не обращают внимания представители правоохранительных органов, обязанные за исполнением этого закона следить.

 

Заметим, что в этом примере (и почти во всех следующих примерах) речь идет о практически невыполнимымых (для примеров из прошлого - в том виде, в котором они существовали на то время) законах.  Если эти законы постоянно строго соблюдать, ничего в них не меняя, будет куча негативных последствий, вплоть до катастроф. Если, например, все водители вдруг начнут строго соблюдать ПДД (не только в Ш2, а на всех дорогах), ни один ДПС-ник работать не будет. Потому что, имхо, ни один ДПС-ник в России за зарплату не работает. Потому, что на нее нельзя прожить.

 

Попробуем пофантазировать, что было бы, если бы прилетели марсиане и под угрозой немедленного расстрела из привезенных бластеров ЗАСТАВЛЯЛИ бы землян бороться за соблюдение своих собственных (земных) законов. Подчеркиваю, не соблюдать, а бороться за соблюдение (то есть расстрел грозит не нарушителям, а тем контролерам, которые эти нарушения игнорируют или даже провоцируют).  Я утверждаю, что жить стало бы лучше, жить стало бы веселее. И наше российское законодательство стало бы оптимизироваться с небывалой скоростью. Под словом ОПТИМИЗИРОВАТЬСЯ  я имею в виду становиться более приспособленным для регулирования взаимоотношений между людьми так, чтобы эффективнее добиваться  формально объявленных целей.

 

Итак, представим себе, что марсиане с бластерами все же прибыли, но пока обещают расстрел не за само несоблюдение правил, а только за игнорирование правоохранителями несоблюдения действующих правил в вышеописанном случае.

 

ДПС-ник в Ш-2 (и все его начальство, вплоть до главного ГАИ-шника России) под угрозой расстрела марсианами начнут наказывать водителей, запарковавших свои тачки в запрещенных местах. Последствия:

a.       Водители достаточно быстро поняли, что безнаказанно нарушать хотя бы в этом месте нельзя. Ведь не въезжает же никто на Красную площадь, даже если позарез хочется пошопить в ГУМе. То есть встречающие тачки будут парковаться за 500 метров (до шлагбаума). А когда тот, кого надо встретить, уже прилетит и пройдет все процедуры, по звонку (мобильники уже у всех) водитель подъедет за пару минут, заберет встреченного и уедет, не нарушив правил.

b.      Таксисты-бомбилы перестали отстегивать ДПС-нику, он подал рапорт о переводе на другой объект, а в случае отказа начальства – об увольнении. На официальную зарплату прожить нельзя.

c.       Лейтенант Петров доложил своему шефу, что прилетевшего шпиона он упустил, потому что нельзя было оставить оперативную тачку у  терминала.

d.      Повысились цены во всех мелких ларьках в Ш-2. Раньше, например, в газетный киоск доставлял свежую прессу водитель-экспедитор в одном лице. Он подгонял тачку прямо к дверям, оставлял ее, наплевав на знаки, и тащил коробки (или вез их на тележке) в киоск, где надо было потратить не менее получаса на оформление накладных. Потом он уезжал, но после нашествия марсиан за эти полчаса его тачку уже увозит эвакуатор. Поэтому приходится приезжать экипажу из двух человек. Пока экспедитор тратит эти полчаса, водитель (это уже другой человек) отъезжает за ворота, а через полчаса по звонку заезжает обратно, чтобы забрать экспедитора и ехать на другой объект. То же самое для сувенирных лавок, аптечного киоска, мороженого, и т.д.

e.       Понизились цены на такси у бомбил, поскольку они больше не могут предложить тачку, которая ждет клиента в пяти метрах от двери терминала.  Будут ждать, как официальное такси – за воротами. И вынуждены сбросить цены по законам конкуренции.

f.       Наконец, все пострадавшие обратились к законодателю (в данном случае это, вероятно, отдел организации движения местного  подразделения ГАИ). И по их просьбе  одну из трех полос выделили под платную стоянку за довольно большие деньги (скажем 10 рублей в минуту) – для дорогого такси нормально. На остальных двух полосах – по-прежнему нельзя стоять больше пяти минут, на шестой минуте подходит вежливый ДПС-ник, а если машина без водителя – ее забирает эвакуатор. Исключение – спецпропуска под стеклом на торпеде для доставщиков мороженого и газет. Такой же пропуск и у оперативной тачки лейтенанта Петрова. 

 

 

Если нужны еще примеры – пожалуйста.

 

Пример номер 2. Курский вокзал, торговый центр АТРИУМ. Вдоль всего фасада – знаки ОСТАНОВКА ЗАПРЕЩЕНА. То есть даже на пять минут остановиться нельзя. И так же часами стоят десятки машин, хозяева которых отовариваются в АТРИУМе. ДПС почти никогда не реагирует, за исключением редких набегов пары-тройки эвакуаторов, причем пока один автомобиль это чудовище затаскивает к себе на спину, на освободившееся место мигом паркуется другой, потому что до него очередь, как надеется водитель, дойдет не скоро.

 

Опять же, пусть марсиане заставят ДПС реально бороться за соблюдение ПДД перед торговым центром Атриум. При этом любой водитель будет знать, что его ждет кара за остановку перед его фасадом. Проблема оплаты труда ДПС-ников встанет так же остро, а кроме того, значительно упадет поток как раз самых платежеспособных посетителей Атриума, что заставит многих арендаторов торговых помещений просто оттуда уйти.

 

Возможно, когда водители поймут, что больше минуты у Атриума машина не простоит – увезет эвакуатор - то  начнут ставить машины в огромный подземный платный паркинг, который имеется, но простаивал, пока ДПС попустительствовал нарушителям. Большинству посетителей Атриума это вполне по карману, да и машина целей будет. Пропускная способность этого участка Садового кольца увеличится раза в два.

 

Да что я про автомобили все…

 

Пример 3. До 1992 года в СССР, а потом и в РФ участники второй мировой войны были официально освобождены от подоходного налога. Мой покойный отец поэтому был единственным членом нашего семейного кооператива, получающим огромную зарплату. Но в налоговой инспекции мягко намекнули, что по закону оно, конечно, так, но если мы не перераспределим зарплату равномерно между всеми членами кооператива, ТО ОНИ НАЙДУТ, К ЧЕМУ ПРИДРАТЬСЯ.

 

Если бы не придирались к чему-попало  налоговики, обнаруживавшие, что в фирме получают зарплату только пара участников ВОВ, то есть если бы стало известно, что этой лазейкой в налоговом законодательстве реально можно пользоваться, то повсеместно перестали бы (дело было в конце восьмидесятых!) получать зарплату все, кроме участников ВОВ. И подоходный налог с физических лиц в сумме по стране упал бы в разы.

 

Предположим, что пока подоходный налог отменен хотя бы для одной категории налогоплательщиков (например, для участников войны), марсиане под угрозой расстрела не рекомендуют налоговым и иным властям придираться и иным образом осложнять жизнь тем, кто этой дыркой в законе пользуется, пусть и предельно нагло.

 

Налоговики, видя, что во все льготники начали получать большие зарплаты, обращаются к законодателям, и те оперативно изменяют закон. Например, устанавливается потолок – до десяти МРОТ ветеран налогов не платит, а если его заработок больше = платит как все. И нет проблемы. Закон автоматически усовершенствовался! Кстати, так и было на самом деле, но в России на это ушло пять лет!

 

Пример 4. В 1969 году я работал программистом в вычислительном центре МОСПРОЕКТА-1. В один прекрасный день руководство ввело и официально утвердило сдельную оплату труда программистов – столько-то копеек за каждую строку кода. Я сознательно потребовал у непосредственного руководителя ПИСЬМЕННОГО ЗАДАНИЯ на предстоящий месяц, не спамши и не емши выполнил это задание и предъявил к сдаче готовую и отлаженную программу. Не помню, что она там рассчитывала, кажется, подбор насосов для водоснабжения в отдельно стоящем здании. После подписания акта приемки программы в эксплуатацию я положил на стол начальника расчет (это называлось ЗАКРЫТЬ НАРЯД) своей зарплаты за этот месяц, которая по действующим нормам слегка недотягивала до фонда зарплаты всего проектного института со штатом в две тысячи человек. Конкретно, за предыдущий месяц я получал, как и месяцем раньше, около 120 рублей, зарплата начальника отдела составляла 250 (без степени), директор МОСПРОЕКТА, доктор наук получал 600, а мне за этот месяц причиталось что-то около ста пятидесяти тысяч рублей (автомобиль Жигули ВАЗ-2101 стоил 5500). Самое интересное, что из остальных 20 программистов ВЦ (все по должности выше меня) половина сидела на окладах, а остальные ПО ТЕМ ЖЕ НОРМАМ заработали за тот же месяц свои 150-200 рублей, после чего отдыхали, так как понимали, что больше им все равно не заплатят. А я понимать отказался.

 

Результат предсказуем – мне заплатили премию примерно в размере годового оклада (полторы тысячи), повысили в должности, установили оклад в 150 рублей в месяц (беспрецедентно для студента третьего курса, старшие инженеры получали столько), и немедленно отменили нафиг сдельную оплату труда. Для всех программистов фирмы!

 

Я это пишу не для того, чтобы подчеркнуть, каким крутым был программистом. Таких было много,  я сам был знаком с десятком не менее продуктивных, хотя и не решающихся потребовать оплаты по труду и его результатам. Эта история всего лишь иллюстрирует еще один из легиона случаев, когда власть (пусть власть всего лишь на уровне руководства государственного учреждения) открыто попирала закон, установленный и опубликованный этой самой властью.

 

Если бы сдуру введенную официально сдельную оплату труда программистов соблюдали скрупулезно, то наиболее талантливые программисты стали бы миллионерами, что при советской власти недопустимо. Потому что, и это известно любому профессионалу, производительность двух программистов в двадцатом веке могла отличаться на три порядка, при этом менее производительный мог не быть ни лентяем, ни неучем, - просто его мозги были не очень приспособлены для этой работы, НО И ТАКИХ НЕ ХВАТАЛО.

 

Сдельная оплата труда для программистов – нонсенс, абсурд. И марсиане не понадобились. Администрация и без них поняла, что сдельщину надо отменить, но заплатили мне за первый и единственным месяц со сдельной оплатой в 100 раз меньше, чем причиталось. Если бы известно было, что марсиане заставят заплатить столько, сколько получится, Администрация трижды подумала бы, прежде чем вводить сдельщину по указанию райкома КПСС, требовавшего «внедрять новые, прогрессивные методы оплаты труда».

To be continued...


  • 1
Вообще-то, насколько я помню, согласно правилам, под знаком "стоянка запрещена" можно стоять и больше 5 минут, как раз, если производишь выгрузку и разгрузку.

+1
А также - посадку и высадку пассажиров.

Виноват, неполно описал пример. Никаких пассажиров, как и водителей нет и в помине у десятков машин. Наблюдаю лично несколько раз в год по 10-15 минут, пока сам жду там своего водителя.

Здравствуйте. С удовольствием прочитала. Думаю, что список можно дополнять бесконечно, увы. Ни один орган в нашей стране, который якобы стоит на страже законности, не выполняет данную функцию так, как должен. Регулярно сталкиваясь с этим по работе, понимаешь, что твоя задача - ЗАСТАВИТЬ власть выполнить закон. Иногда удается, иногда через суд, иногда через жалобы в вышестоящие, иногда руки опускаются, иногда - себе дороже. Но всегда одно и то же: ЗАСТАВИТЬ ВЫПОЛНИТЬ. Предварительно рассказав этой власти об этом законе. Увы, думаю, что при общем низком уровне правосознания населения, при таких загруженных судах и длительном процессе судопроизводства ЗАСТАВИТЬ еще долго не удастся.

очень важно, чтоб с накрутками

Есть еще одно обстоятельство, очень важное имхо, для того, чтобы закон работал. Если Вася должен мне 1 рубль, но взыскать удается только через суд, то суд/пристав/закон должен обеспечить перекладывание из васиного кармана в мой не только этого рубля, но и всех расходов на его взыскание. Стоимость нотариальной доверенности, которую я выдал адвокату, гонорар этого адвоката (любой, хоть миллион рублей, если я Генри Резника найму), расходы на почтовые марки, конечно, судебную пошлину, и еще проценты за пользование моими деньгами, если взыскать удалось только через год после обращения в суд. К сожалению сейчас, по известной мне (непрофессионалу) судебной практике это невозможно, поэтому если ты должен кому-то сто рублей, то дешевле не отдавать.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account